Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лопатина (МБОУ СОШ села Лопатина)

Пакселева Галина Юрьевна


Решение  прикладных задач в электронных таблицах.

Профиль: курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся.

Класс:IX

Количество часов:15

 

                                                              Г.Ю.Пакселева

                                                Учитель информатики  МОУ СОШ  с. Лопатина.

 

Пояснительная  записка

 

Электронные таблицы в данном случае выступают как средство решения задач с помощью ЭВМ, что позволяет продемонстрировать в школьном курсе практическое использование программного продукта.

Курс «Решение прикладных задач в электронных таблицах» является развитием ранее приобретённых знаний, навыков и умений, учащихся по обработке электронных таблиц и ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, так как в современном информационном обществе электронные таблицы с успехом могут применяться для решения математических, инженерных, экономических, финансовых задач, а также моделирования различных процессов.

Прикладная направленность задач повышает интерес учащихся к курсу и мотивацию обучения, располагает к самостоятельному поиску решения. При направляющей роли учителя школьники должны самостоятельно размышлять, рассуждать, выдвигать гипотезы, формулировать критерии отбора, разрабатывать алгоритм решения задачи и в итоге освоить те приемы обработки электронных таблиц, которые дают возможность реализовать этот алгоритм и найти решение. Все это способствует развитию мыслительной деятельности учащихся и дает возможность раскрыть им свои творческие способности.

Рекомендуется использовать следующие виды деятельности учащихся: 

1.Решение задач из различных областей школьного курса;

2.Построение графиков, отображающих данные, содержащиеся в таблицах;

3.Выполнение творческой работы.

Учащиеся могут выбрать:

1.Задачи из любой области школьного курса;

2.Литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4»)при условии:

  1. Выполнения обязательной зачетной творческой работы;

2 .Предоставления в установленный срок работы по выбору в предложенной учителем форме, с соблюдением стандартных требований к ее оформлению.

Баллы могут быть добавлены за выполнение любого из следующих дополнительных условий:

1 .Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

2 .Использование Интернет - технологий;

3 .Активная творческая работа.

Динамика интереса в процессе работы фиксируется путем анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседования в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ  (т. е. не менее трех раз за время обучения).

Формой итоговой отчётности является  творческая работа.

 

Цели и  задачи курса:

 

Программа курса (содержание обучения)

Назначение и возможности электронных таблиц. Структура таблицы, форматирование строк, столбцов, ячеек, ввод и редактирование данных. Книги и листы электронных таблиц. Формат ячеек таблицы. Границы. Расчётные формулы. Копирование данных и формул. Абсолютная и относительная адресация. Мастер функций. Математические, логические, статические функции, функции даты и времени, текстовые и другие категории функций. Сортировка данных. Автозаполнение. Понятие информационной компьютерной модели. Моделирование электронных документов учёта и расчёта данных и оформления бланков. Решение прикладных экономико-математических задач в электронных таблицах: транспортные задачи, задачи на расчёт стоимости товаров, задачи на наличие процентных ставок, выплата ссуды. Решение задач  по теме «Целочисленная арифметика в электронных таблицах». Решение логических задач, задач на построение графиков, отображающих данные из таблицы. Метод табулирования функций.

 

Требования  к минимальному уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса

Предполагается, что для изучения данного курса учащиеся должны иметь представление о назначении и возможностях электронных таблиц, знать типы данных, уметь формировать таблицы, редактировать их и форматировать, а также выполнять простейшие расчёты по формулам, уметь правильно применять абсолютные и относительные ссылки и работать с функциями при решении элементарных задач. Также предполагается, что учащиеся  владеют способами ручного решения задач  по математике, физике, экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование курса

 

 

 

п./п.

Темы

Содержание

Кол-во часов

1

Электронные таблицы.

Решение задач в электронных таблицах.

Возможности электронных таблиц. Типы данных. Заполнение и редактирование таблицы. Копирование формул. Относительные и абсолютные ссылки Решение расчётных задач из различных предметных областей.

4

2

 «Целочисленная арифметика» в Excel

Решение задач по теме.

1

3

Встроенные математические, статические и логические функции электронных таблиц.

Решение математических и логических задач с использованием встроенных функций ЭТ

3

4

Метод табулирования функций.

Создание и заполнение таблицы значений функций. Построение графиков в ЭТ.

2

5

Построение графиков

функций при решении уравнений, систем уравнений. Использование диаграмм различного вида

Решение уравнений, систем уравнений, оптимизационных задач в ЭТ.

2

6

Зачетная  творческая работа

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное  планирование курса

 

 

  1. Возможности электронных таблиц. Типы данных. Заполнение и редактирование таблицы. Копирование формул.
  2. Относительные и абсолютные ссылки Решение расчётных задач.
  3. Относительные и абсолютные ссылки Решение расчётных задач из различных предметных областей.
  1. Составление математических моделей задач  и проведение расчётов с помощью ЭТ.
  2. Решение задач по теме «Целочисленная арифметика» в Excel.
  3. Математические, статические функции электронных таблиц. Решение математических задач с использованием встроенных функций ЭТ.
  4. Логические функции ЭТ.
  5. Решение логических задач с использованием встроенных функций ЭТ.
  6.   Создание и заполнение таблицы значений функций. Построение графиков

           функций.

  1. Метод табулирования функций.
  2. Построение графиков функций при решении уравнений, систем уравнений в ЭТ.

     12.Решение оптимизационных задач в ЭТ.

  1. Подготовка и разработка творческой работы.
  2. Создание презентации творческой работы.
  3. Защита творческой работы.

 

 

 

Перечень знаний, умений и навыков учащихся, которые должны быть ими достигнуты после  прохождения элективного курса

 

Должны знать:

Должны уметь:

       (математики, физики, экономики, управления, статистики);

анализировать их результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

 

 

П /П

Тема

Темы курсов физики и математике, из которых взяты задачи для решения

Литература

1

Электронная таблица Решение задач линейной структуры в электронных таблицах.

«Плотность», «Сила упругости», «Давление»

Лукашин В.И. Сборник вопросов и задач по физике-7.М.:Просвещение,2014

« Квадратные уравнения»

Макарычев Ю.Н.Алгебра-8 М.:Просвещение,2014

 

2

Решение задач в ЭТ на вычисление

прогрессий.

«Арифметическая и геометрическая  прогрессии».

Макарычев Ю.Н. Алгебра – 9.М.: Просвещение, 2016

3

Метод табулирования функций

Построение диаграмм и графиков при изучении функций: линейная функция (7 класс), обратная пропорциональность (8 класс), квадратичная функция, графический способ решения  систем уравнений (9 Класс)

1. Макарычев Ю.Н. Алгебра – 7.М.: Просвещение,2012            

2.Макарычев Ю. Н. Алгебра-8  М: Просвещение,2013            

 

 1.Задачник- практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы / под ред. И.Семакина, Е. Хенера, М.: Лаборатория Базовых Знаний,2013.

 2 .Информатика в школе №6-2005 (приложение к журналу «Информатика и образование».) «Логические задачи как форма контроля знаний».

3.ж. «Информатика и образование» №8-2002(Решение задач по теме «Целочисленная арифметика» в   EXCEL).

4.ж. «Информатика и образование» №11-2005(интегрированный курс «Основы малого бизнеса и информатика»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы творческих работ:

Цель

Задание

Результат

 

Применение умений анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Решить практическую задачу, встречающуюся в реальной жизни, с использованием электронных таблиц.

При выборе темы работы учащиеся имеют полную свободу выбора.

Основные требования:

1.Наличие не менее двух связанных между собой таблиц.

2. Использование при решении сложных формул, содержащих различные  встроенные функции электронных таблиц как можно большего количества изученных возможностей EXCEL.

3.Использование при решении возможностей  электронных таблиц, изученных самостоятельно.

Результаты работы должны быть представлены в виде краткого отчёта, содержащего следующие разделы:

1.Постановка задачи.

2.      2. Математическая (информационная)

3.      постановка.

4.      3. Формализация задачи.

5.      4. Алгоритм создания

6.      электронной таблицы.

7.      5. Инструкция

пользователю.

6. Контрольный расчёт.

 

 

 

 

Вот неполный перечень задач, выполненных учащимися: Гороскоп и биоритмы. Справочные системы: банковские услуги.

Оплата междугородних телефонных переговоров.

Доходы и расходы:

 

* компьютерного клуба;

* футбольного клуба;

* фирмы от продажи компьютеров.

Помощь начинающему предпринимателю.

Выбор товаров.

Обработка экспертных оценок нового оружия.

Расчёт:

* затрат на командировки;

*заработной платы;

* стоимости видео-проката ;   прибыли АЗС;

*количества и стоимости блюд;

* эффективности строительного проекта;

* затрат на ремонт квартир;

* оплаты коммунальных    услуг;

* сметы строительства дома;

* стоимости ремонта автомобиля;

* оптимального питания;

*стоимости лечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы мышления. Алгебра логики.

 скачать
Вы здесь: Методические разработки Информатика и ИКТ Пакселева Галина Юрьевна
Новости
Прокрутить влево
Прокрутить вправо
Полезная информация
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской ФедерацииОфициальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
    Сайт минобрнауки.рф
  • Федеральный портал Федеральный портал "Российское образование"
    Сайт edu.ru
  • Информационная система Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
    Сайт window.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов
    Сайт school-collection.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Сайт fcior.edu.ru
  • Отдел образования Лопатинского района Пензенской областиОтдел образования Лопатинского района Пензенской области
    Сайт lop-roo.ucoz.ru
  • Президентская библиотекаПрезидентская библиотека
    Сайт http://www.prlib.ru
    Меню сайта
     
 Главная  Интернет-приёмная  Карта сайта  Для слабовидящих  Вверх
© 2016 - 2018 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лопатина (МБОУ СОШ села Лопатина)
Сайт shkolalopatino.ru является официальным сайтом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Лопатина (МБОУ СОШ села Лопатина)
Электронная почта info@shkolalopatino.ru является официальной электронной почтой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Лопатина (МБОУ СОШ села Лопатина)
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 21 июня 2018 года, четверг
Яндекс.МетрикаСайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз